Февраль 2022

postheadericon

17.02.2022

                                                                                     Тема

 

       Использование  современных технологий в работе с детьми с ТНР

 

План

 

1.- Опыт работы «Образовательная кинезиология  в различных  видах   деятельности дошкольника»

                                                                                                              воспитатель Малахова С.Ф.

2.- Мастер-класс «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

                                                                                                             воспитатель Малахова С.Ф.

3.- Творческая мастерская  «Цветные ладошки» —

применение нетрадиционных  техник  рисования,  как элемент  изотерапии

 

                                              воспитатель по изобразительной деятельности

                                                                                                            Ряписова С.Н.

 

4.-  Регистрация  и  отзыв о мероприятии  через Google — форму

 

 

1.Образовательная кинезиология

в различных видах деятельности дошкольника

(из опыта работы)

                                                                                                                                      Малахова С.Ф.

                                                                                                                                        воспитатель

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

В настоящее время к системе образования выдвинуты новые требования и принятыми стандартами дошкольного образования, и происходящими в обществе изменениями. Дошкольной организации необходимо создать условия не только для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка, осуществить подготовку к школе, но особенно актуальна задача по социализации ребенка, по формированию любознательности, мотивации в достижении успеха. В условиях модернизации дошкольного образования одним из главных направлений в работе с детьми становится воспитание творческих и интеллектуальных способностей. Для достижения положительных результатов в данном направлении и  оказания качественной коррекционной помощи детям с ОВЗ нами выбрана «Образовательная кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста» в качестве главного направления.

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология – наука о движении.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения  речи, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы,  двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется   незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.  Современные  исследования показывают, что межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. То есть кинезиология  направлена на развитие  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, основу развития интеллекта.

Существуют различные виды кинезиологии: прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая, нейрокинезиология и т. д. В педагогических целях для улучшения обучения применяется именно образовательная кинезиология. Она оказывает помощь как детям, так и взрослым в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. Особое внимание уделяется восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга.

Цель образовательной кинезиологии:

  • Повышение работоспособности
  • Улучшение вербальной памяти, концентрации, объема и переключаемости внимания
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Создание положительных установок на учебу
  • Повышение жизненных сил организма, как психических предпосылок повышения эффективности обучения

Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга». В этой программе собраны различные рекомендуемые для выполнения детям упражнения, которые улучшают взаимодействие между правым и левым полушариями, осуществляемое через мозолистое тело мозга Приложение 1

Таблица 1

Группы упражнений

Группа упражнений Задачи Упражнения
1. Осевые движения: движения, пересекающие среднюю линию тела Стимулируют работу крупной и тонкой моторики (рекомендованы тем, кому приходится подолгу сидеть в статичной позе, за компьютером) «Слон», «Подумай об «Х», «Перекаты головы», «Двойной рисунок», «Алфавитные восьмерки», «Дыхание животом», «Перекрестный пресс», «Ленивые восьмерки», «Качалка», «Энерджайзер», «Перекрещивание»
2. Энергетические движения: упражнения, энерготизирующие тело Обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга (основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела) «Глоток воды», «Энергетический зевок», «Массаж ушей», «Кнопки космоса», «Кнопки Земли», «Кнопки мозга», «Кнопки баланса»
3. Глубинные состояния: позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга Стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма,  способствует спокойному, успешному учению (полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня) «Позитивные точки», «Сцепление» (часть 1, часть 2)
4. Растяжки: упражнения, растягивающие мышцы тела Снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела; способствуют более гибкому поведению и налаживанию коммуникации (рекомендуются детям, испытывающим сложности с математикой; детям, которые себя плохо ведут, не слушаются воспитателя, нарушают правила поведения, имеющим сложности в общении) «Сова», «Активация руки», «Сгибание стопы», «Гравитационный планер», «Тренинг голени» (икроножных мышц), «Связь с землей»

Требования к использованию кинезиологических упражнений:

  • Четкое выполнение движений
  • Упражнения можно выполнять в любом месте, в любое удобное время, в спокойной, доброжелательной обстановке
  • Заниматься ежедневно, без пропусков
  • Занятия должны быть оформлены в виде игры
  • Продолжительность занятия может составлять  от 5 – 10 до 20 – 25 минут в день
  • Каждое упражнение выполняется по 1 – 2 минуте
  • Внутри комплекса упражнения можно менять местами
  •  Упражнения выполнять стоя или сидя за столом

Приведенные упражнения просты и практичны в применении. Комплексы упражнений  включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Зная, на что упражнения направлены, можно прицельно использовать их для решения поставленных задач в различных видах деятельности дошкольников, содержащихся в модели (циклограмме) образовательной деятельности.

Таблица 2

Кинезиологические игры и упражнения в образовательной деятельности

Вид деятельности Упражнение Задача
НОД: подготовка к изучению нового материала «Позитивные точки»

Комплекс:

·         «Кнопки мозга»

·         «Перекрестные шаги»

·         «Крюки»

Сделать успешным усвоение нового материала
НОД: работа в тетради, просмотр презентации/видео «Ленивые восьмерки» Снять усталость глаз, улучшить работу глазных мышц
Подготовка к практической деятельности, к самостоятельной работе «Ленивые восьмерки» Стимулировать желание фантазировать и активно творить
НОД (Математика): подготовка к деятельности «Ухо – нос» Развивать внимание, мышление, координацию и ориентацию в пространстве
НОД  (Развитие речи): физминутка «Слон» Объединить каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Стимулировать внутреннюю речь, творческое мышление.

Развивать внимание, память; навыки чтения, слушания, письма, речи

Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа «Позитивные точки» Развивать память
Коррекционный час «Шум растет» Снять напряжение
Индивидуальная работа

Коррекционный час

«Зеркальное рисование» Расслаблять глаз и руку; синхронизировать деятельность обоих полушарий; увеличить эффективность работы мозга
После работы в тетради, на компьютере «Ленивые восьмерки для глаз»

«Сова»

«Энергезатор»

Снять усталость глаз, боль в спине, напряжение в мышцах шеи

Повысить уровень кислорода в крови; пробудить организм после долгого сидения; повысить концентрацию внимания

Логопедическое занятие

Артикуляционная гимнастика

«Сова» Освободить челюстные зажимы; совершенствовать навыки внутренней речи, мышления; способствовать развитию плавной и связной речи
Перед чтением художественной литературы, перед самостоятельной игровой деятельностью «Помпа» Облегчить коммуникацию детей с дефектом речи; способствовать развитию речи, языковых способностей, понимающего слушания, чтения; формировать навыки достижения результата, способность завершать начатое; улучшать социальное поведение
НОД (Познавательное развитие) «Думающий колпак» Активизировать механизм слухового восприятия; способствовать развитию памяти, усвоению информации на слух
Перед учебной деятельностью «Позитивные точки»

«Крюки»

Способствовать спокойному, успешному учению

Сбалансировать стрессовое состояние

Перед приемом пищи «Дыхание животом» Расслабиться и лучше переварить пищу
Дыхательная гимнастика

(утро, НОД, коррекционный час, гимнастика после сна, индивидуальная работа)

«Вдох – выдох», «Пин – понг» Приложение 3 Восстановить нормальное дыхание, успокоить;  способствовать концентрации внимания; оптимизировать газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массажа органов брюшной полости; способствовать общему оздоровлению и улучшению самочувствия
Гимнастика для глаз

(утро, НОД (перед письменным заданием), коррекционный час, гимнастика после сна, индивидуальная работа)

Глазодвигательные упражнения

Однонаправленные, разнонаправленные движения глаз и языка

Приложение 3

Улучшить восприятие, способствовать активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания

Развивать межполушарное взаимодействие, стимулировать работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение

Пальчиковая гимнастика

(утро, НОД, коррекционный час, индивидуальная работа)

Упражнения для развития мелкой моторики: «Колечки», «Лезгинка» и др. Приложение 3 Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику; способствовать активизации мыслительной деятельности
Гимнастика после сна Растяжки Способствовать гибкому поведению, налаживанию коммуникации
После прогулки, спортивного соревнования, праздника «Позитивные точки»

«Тряпичная кукла и солдат»

Ослабить эмоциональный накал

Ослабить физическое напряжение

Динамическая пауза между занятиями Комплекс упражнений под музыку (Приложение 2, видео «Динамическая пауза»)

https://youtu.be/rh7Y3S8k8gg

Снять напряжение, сделать успешным усвоение нового материала

Формируемые, при правильном использовании «Гимнастики Мозга», навыки:

  • Самостоятельность
  • Работоспособность и продуктивность
  • Реализация внутреннего потенциала
  • Умение слушать и слышать, чувствовать свое тело
  • Уверенность при публичных выступлениях, защите проектов, на экзаменах
  • Осознание собственной значимости
  • Развитие спортивных, творческих способностей
  • Легкое, радостное и творческое учение
  • Улучшение долговременной и кратковременной памяти
  • Концентрация внимания, формирование абстрактного мышления
  • Гармонизирование работы левого и правого полушарий
  • Улучшение равновесия и координации
  • Развитие позитивного мышления

Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают и взрослым и детям; просты в исполнении, не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении.

Разумное использование средств образовательной кинезиологии  имеет хорошие перспективы и может внести  существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка и преодоления имеющихся у него нарушении.

2.Нейропсихологические игры и упражнения

для детей дошкольного возраста

(мастер-класс)                                                                                                              

                                                                                                                           Малахова С.Ф.

                                                                                                                         воспитатель

Цель: представление теоретического и практического материала, используемого в нейропсихологической коррекции детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Дать понятие «нейропсихология», раскрыть значение нейропсихологических приемов для развития детей дошкольного возраста
  • Показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми дошкольного возраста

Основные этапы мастер-класса:

    1. Введение
    2. Основная часть. Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста
    3. Представление практического применения нейропсихологических приемов в работе с детьми дошкольного возраста.

Введение

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, с каждым годом становится все больше детей с проблемами развития. Основной удар принимает на себя речь как самая сложная психическая функция. На пирамиде обучения Вильямса и Шелленбергера видно, какой огромный путь должен пройти в своем развитии ребенок, чтобы у него сформировалась полноценная речь, и возникли предпосылки к успешному академическому обучению.

Рис.1 Пирамида обучения Вильямса и Шелленбергера

Эффективно справиться со сложными проблемами развития призвана наука нейропсихология, изучающая влияние мозговых процессов на психику человека. Мозг управляет всем, что мы делаем. Каждую минуту клетки мозга создают новые связи, образуют нейронные цепочки. Все мысли и действия координируются сотней миллиардов клеток-нейронов, которые взаимодействуют с помощью различных нейрохимических веществ. От этих связей зависит усвоение новых знаний и навыков, запоминание и накопление опыта (Приложение 2, видео «Нейросвязи в мозге»)

https://youtu.be/LC1Bb6rA2XU

Головной мозг новорожденного является уменьшенной копией мозга взрослого человека. К 4-5 месяцам вес мозга удваивается, а к 3 годам – утраивается по сравнению с весом мозга новорожденного. Но самым важным является не суммарный вес мозга, а нейронные связи между клетками мозга. В мозге ребёнка почти столько же нейронов, сколько звёзд в Млечном пути – около миллиарда! Но сами связи между нейронами образуются в процессе активного взаимодействия ребенка с внешней средой через движение. Получается, что движение способствует росту и формированию мозга. Самый важный период для этого – возраст с рождения до трех лет. Чем больше ребенок получает зрительного, аудиального, осязательного, обонятельного  опыта из окружающего его пространства через движение, научаясь поддерживать равновесие тела в условиях гравитации, тем больше образуется новых связей между нейронами. Это является основой для развития интеллекта ребенка, его самосознания, способности доверять и желания учиться.

Нарушения нормального хода развития ребенка обычно не ограничиваются речевыми трудностями. Дети демонстрируют провокационное поведение, агрессию или, наоборот, апатию, вялость, отсутствие познавательного интереса.

Новые образовательные требования, усложнение школьных программ, огромная информационная нагрузка – все это негативно сказывается на здоровье детей. Для адекватного взаимодействия с окружающей средой и с собственными генетически заложенными программами необходима возрастная зрелость всего организма и прежде всего мозга.

Как «подстегнуть» созревание мозга, какие выполнять упражнения? Ответы на вопросы дает нейропсихология.

Использование нейропсихологических игр и упражнений

в работе с детьми дошкольного возраста

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развития.

Факторы, которые могут тормозить созревание мозга и развитие речи:

  • Биологические (внутренние): сильный токсикоз на поздних сроках беременности, употребление алкоголя и курение во время беременности, кесарево сечение или быстрые роды, гипоксия плода, неполноценное питание младенца в первые шесть недель жизни, травмы и инфекции головного мозга, инфекционные заболевания, наркоз и др.
  • Социально-психологические (внешние): нежелательная беременность (мысленное отторжение ребенка матерью), сильный эмоциональный стресс во время беременности, недостаток тактильных ощущений у ребенка, недостаток речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, многоязычие в семье, долговременный контакт ребенка с людьми, имеющими речевую патологию, и др.

Когда психические функции сформировались не полностью или в искаженной форме:

  • Различного рода синкинезии (содружественные движения): пишет, рисует, высунув язык, болтает ногой и т.д.
  • Общая расторможенность, «полевое» поведение
  • Плохая общая координация и недостаточный уровень мелкой моторики
  • Трудности при выкладывании узора или рисунка из кубиков
  • Трудности одевания, завязывания шнурков
  • Плохо рисует, не координирует размеры изображений в рисунке (человек на рисунке больше, чем дом); плохо срисовывает с образца
  • Пишет то правой, то левой рукой (до 5 лет это допустимо)
  • Зеркалит буквы при написании (в дошкольном возрасте допустимо, но это повод задуматься)
  • Знает буквы, но затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова
  • Не понимает смысла прочитанного
  • Переставляет буквы местами при чтении
  • Путает «право», «лево», не может запомнить дни недели, месяцы и времена года
  • Плохо запоминает стихи
  • Не может пересказать текст
  • Очень долго включается в работу
  • Трудности концентрации внимания
  • Утомляемость
  • Импульсивность
  • Медлительность
  • Плохое воображение
  • Слушает, но «не слышит» инструкцию
  • Не умеет логически мыслить
  • Бедный словарный запас
  • Плохая слухоречевая память
  • Плохая зрительная память
  • Трудности понимания сюжетной картинки (серии сюжетных картинок)

Если присутствует хотя бы одна из перечисленных проблем, ребенку необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психической функции.

Принципы занятия:

  1. Коррекционный (преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счет корректировки и развития тех или иных психических функций)
  2. Эмоционально-реабилитационный (восстановление уверенности ребенка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха)
  3. Стимулирующий (побуждение к разнообразным видам деятельности)

Самая приемлемая форма для дополнительных занятий – это игра. Именно в игре проявляются характер ребенка, его эмоциональные переживания, умение действовать по правилам. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребенок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». В игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов игр и упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения — растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Данные нейропсихологические игры и упражнения направлены на работу с детьми с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Благодаря использованию в работе с нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты:

  1. повысится общая работоспособность;
  2. улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление;
  3. улучшится качество освоения учебного материала;
  4. проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля;
  5. будут развиваться творческие способности ребенка.

Далее Вашему вниманию предложены некоторые нейропсихологические игры и упражнения, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста и являющиеся модификацией методик, предложенных другими авторами.

Практическое применение нейропсихологических приемов

в работе с детьми дошкольного возраста

  1. Нейропсихологические упражнения (Приложение 2, видео «Нейропсихологические упражнения») :   https://youtu.be/OfONwMQUYrY
  2. Упражнение № 1 «Спрячем шарф в руке»: нужно собрать шарф в руку, не помогая другой рукой. Аналогично, другая рука.
  3. Упражнение № 2 «Сомни и расправь»: одной рукой смять лист бумаги, затем расправить. Аналогично, другая рука.
  4. Упражнение № 3 «Дружные ручки»: перекладываем комочки из ложки в ложку. Руки работают одновременно.
  5. Упражнение № 4 «Умелые ручки»: одна рука катает массажный мячик вперед-назад, другая рука собирает щипчиками детали конструктора. Руки работают одновременно. Затем движения рук меняем.
  6. Упражнение № 5 «Меняй!»: ребенок работает по схеме (на кружок – кулачок, на овал – ладонь). Руки работают одновременно.
  7. Упражнение № 6 «Не ошибись!»: по команде ребенок должен задеть цветной кисточкой все блоки аналогичного цвета. В ходе игры кисточки в руках нужно менять.

Данные упражнения позволяют развивать межполушарное взаимодействие, образуют новые нейронные связи в головном мозге ребенка. Полезно: работать двумя руками одновременно, выполняя разноименные движения; работать «неудобной» рукой (правше – левой рукой, левше – правой рукой).

  1. II. Нейропсихологические игры и упражнения в образовательной деятельности (Приложение 2, видео «Фрагмент занятия») :                                                                                                  https://youtu.be/MTniNe_XXmQ
  2. Организационный момент: упражнение «Хорошее настроение». Выполняется в темпе от медленного до быстрого; под музыку.
  3. Упражнение для дыхания «Звучащие ниточки». К традиционному выполнению упражнения добавляем движение «сматываем ниточку».
  4. Артикуляционное упражнение: движение языком сопровождается разноименными движениями рук.
  5. Пальчиковое упражнение с карандашами: поочередные захват и поднятие карандаша большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Аналогично, другая рука.
  6. Упражнение «Рисуем узор»: поочередное рисование двумя руками.
  7. Упражнение «Паровозик»: ребенок-«вагончик» присоединяется только после того, как его затронет рукой педагог.
  8. Глазодвигательные упражнения: движения глаз по различным траекториям с использованием сигнальных картинок на доске. Важно: двигаются только глаза, голова остается неподвижной.
  9. Пальминг (упражнение для глаз): разогреть ладони, ладони в положении крест-накрест закрывают глаза. Важно: глаза под ладонями закрыты. Выполнять можно стоя или сидя. Время выполнения 2 минуты. Если упражнение выполнено правильно, то по окончании возникает ощущение, что в комнате стало светлее.

Данный фрагмент образовательной деятельности содержит традиционные упражнения для развития дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики и т.д. с включением элементов нейропсихологической коррекции.

Предлагаю Вашему вниманию ссылки на интересный теоретический и практический материал по нейропсихологическим играм:

https://vm.tiktok.com/ZSenvqYoR/

https://vm.tiktok.com/ZSence1TR/

https://vm.tiktok.com/ZSenc2QhD/

https://or-sun.ru/nejropsixologicheskie-igry/

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/nejropsixologicheskie_igryi_dlya_detej_s_sdvg/

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/nejropsixologicheskie_igryi_s_myachom_v_pare_i_v_kruge/

https://www.1urok.ru/categories/13/articles/25119

https://slide-share.ru/nejropsikhologicheskie-uprazhneniya-rabote-detmi-ovz-321697

 

3.Творческая мастерская «Цветные ладошки» —

применение нетрадиционных  техник  рисования,  как элемент  изотерапии

Ссылка на видео по нетрадиционному рисованию с детьми ОВЗ

https://www.youtube.com/watch?v=uB2N_Xu2Xx8 

4.Регистрация и отзыв о мероприятии  через Google -форму