Апрель 2022

postheadericon

07.04.2022

Тема

            ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР

                                                            План

1.Опыт   работы «Нетрадиционные  техники  ручного труда, как  способ снижения  психоэмоционального  напряжения»

                                                                               воспитатель  Иванова М.Ю.

  1. Творческая мастерская «Цветик — семицветик» ( конспект, видеоматериал)

                                                                             воспитатель  Постовалова  А.А.

  1. Опыт работы  «Использование  релаксационных пауз в работе с детьми  ТНР»

                                                                         педагог- психолог Кривощекова К.А.

  1. Регистрация и отзыв о мероприятии  через Google – форму

 

  1. Итоговая анкета о работе консультационного пункта

1.НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ТЕХНИКИ  РУЧНОГО ТРУДА, КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 

                                                                                                               воспитатель:  Иванова М.Ю.

 

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Целью Федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольного воспитания является формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора дошкольников. Особенно интересным и эффективным является внедрение в практику дошкольного образования  нетрадиционных техник ручного труда.

Ручной труд в детском саду — это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.

В стандартах  дошкольного образования выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в  социально – коммуникативное развитие ребёнка, направленного  на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В.А.Сухомлинский  подчёркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребёнка. Художественно- творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние».

Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд.

Нетрадиционные техники ручного труда, являются неотъемлемым  средствомснятия психического напряжения. Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи. Ушинский К.Д. говорил: « …глубина художественных впечатлений, обусловлена их первичностью и новизной». По мнению Л.С. Выготского «…детское творчество учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению».

Одной из важных проблем в работе с детьми — это сохранение психического здоровья ребенка.

Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего поддерживается душевное равновесие. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой ситуации.

А также нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Признаки стрессового состояния ребенка могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Как же помочь ребенку в такие моменты?

Самое правильное – это научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь Вы, дорогие педагоги. Вы можете снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, агрессию детей, используя специальные психологические игровые упражнения. Это упражнения, направленные на снятие напряжения, снижения агрессивности, эмоциональных зажимов, преодоления барьеров в общении, повышения самооценки ребенка.

Своевременное снятие эмоционального напряжения помогает избежать тяжелых последствий, но также стоит позаботиться о профилактических методах, чтобы не допустить скопления напряжения.
Снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей, а также терпение, поскольку невозможно за пару минут снять то, что накапливалось месяцами.
На сегодня психологами предлагается множество техник, направленных на снятие напряжение. Классифицировать их можно следующим образом.
1. Техники, связанные с образами.

Эта группа техник включат в себя все приемы визуализации (Вам надо представить свое состояние в виде дерева. Если вам страшно, вы в тревоге или обижены, скорее всего дерево будет небольшим).

  1. Телесные приемы.Сюда относится очень много разных вещей — горячая ванна, активные упражнения, спорт, самомассаж. Горячий чай или, наоборот, прохладные напитки.
    3. Дыхательные приемы.Различные дыхательные упражнения, игры.Визуализация хорошо сочетается с дыхательными техниками.
  2. Художественные приемы.

Сюда относятся все техники, связанные с самовыражением через искусство – краска, пластилин, глина, бумага, карандаши и другие.

Сегодня мы остановимся на одном  из методов арт-терапевтической работы, позволяющий проработать личностные проблемы ребенка – это пластилинотерапия. Практически нет ни одного малыша, который бы не любил пластилин. Ведь слепить можно все, что угодно, а главное, в отличие от рисунка, вылепленный образ всегда можно исправить спустя некоторое время.Пластилинотерапия может использоваться как вспомогательный метод в сочетании со сказкотерапией, музыкотерапией и беседой, или же выступать самостоятельным видом деятельности.  Основой каждого занятия с использованием пластилина является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Пластилинография— одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Чем же так хорошапластилинография? Почему именно её часто выбирают для снижения психоэмоционального напряжения у детей?

Во-первых, пластилин, как и глина и тесто – это материалы очень восприимчивые к чувствам ребенка. Постепенно разминая кусочек, по рукам расходится приятное тепло, и очень заметно как дети расслабляются и обретают ощущение комфорта. Даже взрослые отмечают, что когда руки мнут мягкий предмет, становится легче говорить, пропадает робость и появляется ощущение безопасности.

Во-вторых, в плечевом поясе, кистях и пальцах очень часто сосредоточено большое количество мышечных зажимов, которые часто являются признаком проявления психологического дискомфорта. Работа с пластилином включает в работу мышцы и помогает снять излишнее напряжение путем постепенно сжимания и разжимания рук. Для этого лучше всего подходит не масса для лепки, а обыкновенный твердый пластилин.

И в-третьих, лепка — универсальный способ взаимодействия со своим внутренним миром для человека любого возраста. На совместных коррекционных занятиях родители могут очень много нового открыть о себе и своих отношениях с детьми.

Целью пластилинотерапии является актуализация существующих переживаний и их выражение и коррекция с помощью пластилинографии.

В ходе арт — терапевтического занятия с использованием пластилина реализовываются следующиеобщие задачи:

  1. Развитие мелкой моторики у дошкольников;
  2. Снятие мышечных зажимов;
  3. Работа с разными психологическими состояниями:
  • тревожность, стрессы, депрессия;
  • эмоциональная скованность;
  • плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
  • ощущение одиночества, заброшенности;
  • конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
  • ревность к новорожденному в семье;
  • трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
  • импульсивность;
  • страхи, фобии, панические состояния;
  • проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
  • пониженная самооценка;

Пластилинография позволяет успешно решать задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах.

Возраст Задачи
4-5 формирование умения выполнять работу по образцу;

формирование умения оценить свою работу или работу товарища;

обучение базовым приемам лепки;

обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;

создание условий для развития воображения и творческой самореализации.

5-6 формирование умения выполнять работу по образцу;

формирование навыков сотрудничества, групповой и парной работы;

формирование умения оценить свою работу или работу товарища;

развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности;

развитие навыков пространственной ориентировки;

обучение базовым приемам лепки;

обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;

создание условий для развития воображения и творческой самореализации.

6-7 обучение соблюдению границ рисунка;

формирование базового запаса знаний о свойствах пластилина;

обучение правилам использования в лепке декоративных материалов (бусин, пайеток, веточек, ракушек, ниток);

закрепление представлений о сенсорных эталонах;

развитие координации действий правой и левой руки;

совершенствование глазомера;

стимулирование творческой активности дошкольника;

развитие эстетического вкуса и навыков создания гармоничной композиции;

развитие коммуникативных навыков;

подготовка руки к овладению письмом;

развитие аккуратности, старательности, терпения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Возраст Тема Приемы пластилинографии Формы работы Способ выполнения
4-5 «Овощи на тарелке»

«Бабочка»

«Мухомор»

«Солнце в тучах»

«Веточка рябины»

«Осенняя веточка»

«Кружка»

«Руковичка»

«Шишка»

«Снегирь»

«Снежинка

«Цыпленок»

«Подарок для папы (дедушки)»

«Цветок»

«Ветка вербы» «Звёздное небо»

«Одуванчик»

повторение освоенных навыков: отщипывание

прищипывание

оттягивание

примазывание

налепливание

овладение приёмами смешивания цветов заглаживания

индивидуальная работа

в мини-группах

изготовление поделки по образцу

самостоятельное планирование подготовки элементов картины

5-6 «Фрукты на тарелке»

«Божья коровка»

«Грибы»

«Радуга»

«Крыжовник»

«Осеннее деревце»

«Рыбка»

«Тарелка»

«Шапка»

«Новогодняя ёлка»

«Снежная баба»

«Планеты»

«Подарок для папы (дедушки)»

«Флаг России»

«Колесо»

«Скворец»

«Цветик-семицветик»

«Ель»

«Герань»

отработка и комбинация освоенных ранее приёмов

заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия)

использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц)

индивидуальная работа

в мини-группах

коллективная (всей группой)

самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения

комбинация видов пластилинографии

сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета -описывают, рассказывают сказки и пр.)

6-7 «Дары осени»

«Паук»

«Боровик»

«Цветочная поляна»

«Осенний лист»

«Одежда»

«Блюдо»

«Рыбка»

«Ёлочные игрушки»

«Павлин»

«Флаг Кургана»

«Космос»

«Подарок для папы (дедушки)»

«Матрешка»

«Ромашка»

«Весеннее дерево»

«Комнатный цветок»

освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов)

отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту)

индивидуальная работа

в мини-группах

коллективная (всей группой).

самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения

комбинация видов пластилинографии

сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета -описывают, рассказывают сказки и пр.)

 

Приложение 1 Виды пластилинографии

2.ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

                                                                                      воспитатель: Постовалова А.А.

Цель: создание у детей радостного настроения и удовлетворения от результата работы в технике пластилинография.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение создавать выразительные динамичные образы, используя различные техники и приемы пластилинографии
  2. Развивающая: развивать пропорции, глазомер, пространственное мышление, мелкие и точные движения пальцев рук
  3. Воспитательная: воспитывать положительный эмоциональный отклик от результата своей работы и работ других детей

 Материалы: предварительно подготовленный фон, пластилин, карандаш простой, стека, лепестки из картона (фетра), шаблон круглой формы, досочка для лепки, салфетка

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», просмотр м/ф. «Цветик Семицветик» 1968г, рисование «Волшебный цветок», изготовление фона для последующей работы.

Ход

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно    (дети подходят к воспитателю)

Собрало друзей вокруг     (встают образуя круг)

Я твой друг и ты мой друг

Мы все за руки возьмемся   (дети берутся за руки)

И друг другу улыбнемся     (дети улыбаются друг другу, поворачивая голову направо и налево)

С неба нам улыбается солнышко. Оно согревает нас своим теплом и ласково касается лучиками. Вместе с его лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул к нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул к нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику, и он подарил нам свою ловкость. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его. Вот такой он теплый и ласковый наш Солнечный зайчик, мы с ним подружились.

Подул легкий ветерок (дети выполняют спокойный вдох носом и медленный выдох через рот)

А потом подул сильнее (дети выполняют спокойный вдох носом и быстрый выдох через рот)

И вдруг стал дуть тише, тише и совсем затих(дети выполняют спокойный вдох носом и медленный выдох через рот)

  1. Основная часть

Воспитатель: Ой, ей, ей…  у меня случилась неприятность, ветер сдул мой сюрприз для вас

Воспитатель: Как вы думаете, что я готовила для вас?

Дети: Цветок

Воспитатель: И что же теперь нам делать?

Дети: Собрать новый (дети собирают цветок)

Воспитатель: Вы узнали, что это за цветок?

Дети: Да, цветик-семицветик

Воспитатель: Почему его так называют?

Дети: 7 лепестков, 7 цветов

Воспитатель: А в жизни бывают такие цветы?

Дети: Нет

Воспитатель: А где они бывают?

Дети: В сказке, в мультфильме

Воспитатель: Значит этот цветок какой?

Дети: Волшебный

Воспитатель: Если он волшебный, что он может делать?

Дети: Исполнять желание

Воспитатель: Мы с вами слышали что-то об этом волшебном цветке?Где? Когда?

Дети: Да. Читали сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Воспитатель: О чем эта сказка?

Дети: Об исполнении желаний, о доброте

Воспитатель: Ребята, я думаю у вас есть секретные желания. И для того, чтобы ваши желания исполнились, я предлагаю вам каждому сделать свой цветик-семицветик. А делать мы его будем из пластилина.

Воспитатель: Садитесь пожалуйста на свои места.

Для начала подготовим наши пальчики к работе и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони сложить лодочкой, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(раскрытьладони в стороны и развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, пальчиками выполнить легкие постукивающие движения по столу развести).

Воспитатель:

  1. На подготовленном нами фоне по центру при помощи шаблона и простого карандаша обведите окружность. Это будет наш цветок.
  2. Возьмите комочек пластилина, разогрейте его в руках и скатайте между ладонями ровный шарик. Положите готовый шарик на край нарисованной вами окружности, чуть-чуть прижав его к картону.
  3. Возьмите второй комочек пластилина, разогрейте его в руках и скатайте между ладонями ровный шарик. Положите готовый шарик на край нарисованной вами окружности, рядом с первым шариком, чуть-чуть прижав его к картону.
  4. Возьмите третий комочек пластилина,разогрейте его в руках и скатайте между ладонями ровный шарик. Положите готовый шарик на край нарисованной вами окружности, рядом совторым шариком, чуть-чуть прижав его к картону.
  5. Такие действия проводим со всеми оставшимися комочками.
  6. Когда все шарики расположены на краюокружности, выбираем самый верхний шарик.Указательным пальцем надавливаем на него и оттягиваем его к центру, так, чтобы на краю оставался объём.
  7. Немного поворачиваем картонную основу и снова выбираем самый верхний шарик. Указательным пальцем надавливаем на него и оттягиваем его к центру, так, чтобы на краю оставался объем.
  8. И такие действия проделываем с остальными шариками.
  9. Когда все лепестки готовы, скатываем из оставшегося комочка шарик, сплющиваем его и закрепляем в центре вашего цветка.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем встаем рядом со своими стульчиками.

Физкультминутка «Лети, лети лепесток…»

Лети, лети лепесток   (дети выполняют плавные движения руками)

Через запад на восток(дети выполняют плавные движения руками слева направо)

Через север через юг   (дети выполняют плавные движения руками вперед назад)

Возвращайся сделав круг (дети кружатся один раз и садятся на корточки)

Ты расти и расцветай (дети встают и тянуться руками вверх, опускают руки вниз)

Нам здоровья пожелай (дети шагают на месте)

Воспитатель: Садитесь на свои места, продолжаем работу

Воспитатель: Отщипываем от комочка зелёного пластилина небольшой кусочек и раскатываем на досочке  тонкий жгутик — стебельки (можно сделать с изгибом) Прижимаем пальцем жгутики – стебельки к цветам, чтобы закрепить на фоне.

Воспитатель: Чего не хватает нашим цветочкам?

Дети: листочков

Воспитатель: Отщипываем, либо стекойотделим от зелёного пластилина небольшой кусочек и раскатываем его на досочке в тонкий жгутик, и скручиваем в форме улитки. Сдавливаем с краев и придаём форму листьям. Прикрепляем готовый лист к цветку.

Стекой прорисовываем прожилки на лепестках и тычинки в середине цветка.
Вот такой у нас получился замечательный цветок.

Возьмите свой цветок в руки и подумайте еще раз о своем желании, можете шепнуть его своему цветочку, и я думаю, что оно обязательно сбудется.

Вот этот цветок, я предлагаю разместить в группе, для наших общих желаний.

Приложение 2 (ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК Постовалова А А 2022) https://youtu.be/cxGb8zqN3mg

3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РЕЛАКСАЦИОННЫХ  ПАУЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР

                                                                                            педагог- психолог Кривощекова К.А.

Одна из задач ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные эффективные модели поведения.

Современные условия таковы, что насущными проблемами человека стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Проблема избыточной нагрузки особенно актуальна для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посещая детский сад, коррекционно-развивающие занятия профильных специалистов, программы дополнительного образования и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально, что отрицательно сказывается на их психическом здоровье.

Помимо этого, нервная система детей дошкольного возраста остается незрелой, им сложно контролировать процессы возбуждения и торможения. У детей с ТНР могут наблюдаться: повышенная возбудимость, отвлекаемость, утомляемость, трудности в планировании и контроле своих действий, низкий уровень произвольного внимания и поведения.

Таким образом, из-за высокого уровня нагрузок и особенностей развития нервной системы детей с ТНР в процессе работы с ними особого внимания требует организация качественного детского отдыха и создание особой развивающей предметно-пространственной среды.У детей в свободном доступе должны быть материалы, игры с которыми будут способствовать снижению мышечного и эмоционального напряжения.

Одна из эффективных форм работы – организация для детей релаксационных пауз с использованием игр с песком.

Вы наверняка замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.

Представьте: перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватывают вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидание Чуда.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Песок по сравнению с другими материалами для творчества обладает существенным преимуществом: создание песочных композиций не требует особых умений, сделать что-то не так невозможно.

Игры с песком – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на малейшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Перед началом свободной игры с песком необходимо, чтобы дети приняли основные правила.

Правила работы с песком

Перед началом игры помой и высуши руки

Нельзя выбрасывать песок из песочницы

Нельзя брать песок в рот и бросаться им в других людей

После игры нужно убрать игрушки и помыть руки

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций (пересыпание, закапывание) до сложных сюжетно-ролевых игр.

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ

 

Рисование песком на световых столах

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и «припудренность» линий создают волшебство. Рисование песком – способ расслабиться, погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества. Здесь нет правил, здесь невозможно ошибиться. Нарисовать с помощью песка можно все что угодно: пейзажи, портреты, абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

 

Релаксационные игры

 

«Здравствуй, песок!»

Инструкция: «Поздоровайся с песком разными способами»:

  • дотронься до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • дотронься до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сожми кулачки с песком, затем медленно высыпай его в песочницу;
  • просей песок, перетирая его между ладонями.

«Кто спрятался?»

Заранее в горку песка спрятать небольшой предмет (фасоль, желудь, ракушку, кедровый орешек, деревянную игрушку, заламинированную картинку)

Инструкция: собери этот песок в ладони, а затем просей его, перетирая между ладонями. Что спряталось в горке песка?

 «Песочный дождик»

Инструкция: Представляешь, в песочнице может пойти настоящий песочный дождь! Смотри, как это происходит: набери в кулачок песок, подними его немного над поверхностью песка и немного разожми кулак. Начался дождь! Дождь может пойти сильнее: подними повыше кулак с песком. Какой дождь тебе нравится больше?

Дождик может спрятать предметы и игрушки, которые лежат в песочнице. Что ты хочешь спрятать?

«Дождь в ведре»

Инструкция: дождь был такой сильный, что заполнил все ведерки в песочнице (ведерком может быть игрушечная кружка, маленький стаканчик, корзинка, бутылочка и др.). Покажешь, как дождь их наполнял? Набери в кулак песок и попади точно в ведерко.

А как песочный дождь может перебежать из одного ведерка в другое? Пересыпь песок.

Игра будет интереснее и сложнее, если емкости, из которых ребенок пересыпает песок, будут разного размера и разной формы.

 

«Спрячь и найди ладони»

Инструкция: погрузи кисти рук в песок. Посмотри, как изменился рельеф. Что ты чувствуешь?

Освободи руки от песка без резких движений. Ты можешь только медленно шевелить пальцами.

А теперь спрячь одну ладонь. Найди ее с помощью перышка: смахни песок им.

«Поиск сокровищ»

Инструкция: наш песок хранит много секретов. Хочешь их узнать? В песочнице спрятались разные предметы (природные материалы, маленькие игрушки, деревянные детали и др.). Найди все сокровища.

Ребенок может искать предметы руками, использовать кисточки разных размеров, перышки, лист бумаги.

 «Следы»

Инструкция: наши пальчики сейчас превратятся в разных существ. У каждого из них есть своя особенная походка:

«идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливай на песок;

«прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяй по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«ползут змейки» — расслабленными/напряженными пальцами рук/ребром ладоней сделает поверхность песка волнистой в разных направлениях;

«бегут жучки-паучки» — двигай всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, если пальцы встретятся, жучки поздоровались;

«идет кроказябра» — оставь на песке фантастические следы, придумай название для животного, которое оставило такие следы;

— какие следы на песке оставит пианист? Какие следы оставит вьюга? Какие следы оставит ветер?

— какие следы на песке может оставить шишка? Ракушка? Желудь? Машинка? Бусинка? Прокати их по песку.

«Нарисуй картину»

Инструкция: ты увидел, какие разные следы могут оставлять твои пальчики и разные предметы. Попробуй нарисовать из них картину. Каким у тебя получится морской пейзаж? Нарисуй следами ежика.

«Тень»

Инструкция: посмотри, как много предметов лежит в песочнице (геометрические фигуры, сухие листья деревьев, бусины и др.). У каждого предмета есть своя тень. Посмотрим, какая тень есть у кленового листа? Обведи его контуру. Обведи все остальные предметы, чтобы увидеть их тень.

«Песочные прятки»

Инструкция: игрушки (природные материалы, бусины и др.) поиграют с тобой в песочные прятки. Выбери те игрушки, которые тебе больше нравятся. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза — начинается игра», ты найдешь их в песке. Ты можешь раскапывать пальчиками, использовать перышко, кисточку.

«Узор на тарелке»

Инструкция: собери песок в центре песочницы в форме плоского круга(или любой другой фигуры). У тебя получилась тарелка. Какими узорами ее можно украсить?

«Песочный круг»

Инструкция: нарисуй на песке любую фигуру. Посмотри, как много украшений здесь есть (камушки, пуговицы, бусины, природные материалы). Как тебе хочется украсить свою фигуру?

Обведи свою ладонь на песке. Как бы ты украсил ее?

 

Парные игры

«Песочный дождик»

Инструкция: Представляете, в песочнице может пойти настоящий песочный дождь! Наберите в кулачок песок, поднимите его немного над поверхностью песка и немного разожмите кулак. Начался дождь! Дождь может пойти сильнее: поднимите повыше кулак с песком. Какой дождь вам нравится больше?

Спрячем под дождем ладони друг другу? (дети насыпают песок с разной высоты по очереди друг другу, а потом освобождают ладони друга при помощи пальцев, кисточек или перышек).

 

 «Дождь в ведре»

Инструкция: дождь был такой сильный, что заполнил все ведерки в песочнице (ведерком может быть игрушечная кружка, маленький стаканчик, корзинка, бутылочка и др.). Покажете, как дождь их наполнял? Наберите в кулак песок и попадите точно в ведерко.

А как песочный дождь может перебежать из одного ведерка в другое? Пересыпьте песок: один из вас держит стаканчик и пересыпает песок в бутылочку/ в ладони другого/и др. А теперь наоборот.

Игра будет интереснее и сложнее, если емкости, из которых дети пересыпают песок друг другу, будут разного размера и формы.

 

«Секретные задания кротов»

Инструкция: наши руки могут превращаться в кротов, которые отправятся на выполнение секретного задания под землей. Погружаемся в песок и роем там тоннели и ходы! Посмотрите, как меняется поверхность песка, когда кроты под ним.

Закроем глаза и попробуем найти своего друга-крота: ищите в песке пальцы друг друга, погладьте их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки). Какие прикосновения вам нравятся больше?

 

«Рисунок на спине»

Инструкция:один из вас напишет другому секретное послание на его спине. (ребенок получает карточки с изображением геометрических фигур, разный линий, простых рисунков). Попробуй почувствовать, что нарисовал твой друг и повтори этот рисунок на песке.

«Песочные истории на спине»

Инструкция: я хочу рассказать вам сказку, которую один из вас нарисует у друга на спине, а другой – на песке.

Приготовим лист бумаги, разгладим его – ребенок гладит ладошками спину другого ребенка, который разравнивает поверхность песка.

Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка)

Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья)

Однажды он пошел на прогулку (оставляют следы)

Светило яркое солнце (рисуют солнце)

Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладит ладошками спину/разравнивает песок)

Вдруг появились тучи (рисуют тучи)

Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя)

Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи)

Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению

(участники поворачиваются лицом и улыбаются друг другу)

 

Развивающие игры

В процессе развивающих игр в пространстве песочницы дети учатся концентрировать свое внимание, сосредотачиваться. Увлекаясь, они не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

 

«Песочный дождь»

Цель: развитие тактильной чувствительности, схемы собственного тела

Инструкция: представляешь, в песочнице может пойти настоящий песочный дождь! Набери в кулачок песок, подними его немного над поверхностью песка и немного разожми кулак. Начался дождь! Дождь может пойти сильнее: подними повыше кулак с песком.

Спрячем под дождем ладони друг другу? Закрой глаза и скажи, на какой пальчик попал песочный дождь? С какого пальчика песок убежал? (убрать песок мягкой кисточкой).

«Узоры на песке»

Цель: развитее зрительно-моторной координации, логического мышления

Инструкция: я пальцем/ребром ладони/кисточкой нарисую узор (простой/сложный – прямую дорожку, волнистую дорожку, заборчики, лесенки и др.). Под моим узором нарисуй такой же. Его можно украсить бусинами, шишками, пуговицами и др. (усложнение – выкладывать украшение на узоре в определенном порядке).

Сейчас я на песке выложу последовательность (например, каштан, нарисованный треугольник, два белых камушка). Продолжи этот ряд до конца песочницы.

Придумай для меня узор и последовательность, а я их продолжу.

«Дорожки»

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной-моторной координации, умения соотносить размеры.

Инструкция: посмотри, узор, который ты нарисовал, можно превратить в дорожку. Кто по ней пройдет? (прокатить бусину, машинку и др.)

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, произвольного поведения.

Инструкция: у нас есть дорожка, но пока мы не знаем, куда она ведет. (взрослый рассказывает историю расположения предметов в городе-песочнице, используя слова «над», «под», «слева, «справа», «центр», «угол»).

Посмотри, у нас появился настоящий город! Его жители любят ходить друг к другу в гости (ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей, или передвигая игрушки).

«Лабиринт»

Цель: развитие пространственных представлений, зрительно-моторной координации, произвольного поведения.

Инструкция: петушок потерялся, он не может найти дорогу домой. Нарисуй на песке лабиринт и проводи петушка домой.

«Чей след?»

Цель: развитие зрительного восприятия

Инструкция: закрой глаза, сейчас на песке появятся таинственные следы (взрослый прокатывает по песку разные предметы (шишку, бусины разных форм, машинки, орехи и др.), оставляя дорожки). Найди, какой предмет оставил этот след?

«Песочный поход»

Цель: развитие тактильной чувствительности, волевых качеств личности

Инструкция: преврати указательный и средний палец в ножки человечка. Это твой исследователь, который потерял предмет в песочнице (маленькую машинку, орешек, деталь конструктора – ребенок изучает этот предмет). Закрой глаза. Отправь своего человечка в поход и найди предмет (ребенок, переступая указательным и средним пальцем, обходит все пространство песочницы, пока не найдет его).

«Угадай на ощупь»

Цель: развитие тактильной чувствительности, навыка концентрации внимания

Инструкция: в песке спрятались разные предметы. Закрой глаза, на ощупь найди их в песке и скажи, какой предмет ты нашел. Всю игру нельзя открывать глаза.

«Рисунки двумя руками»

Цель: развитие навыка концентрации внимания, зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия

Инструкция: набери песок в две руки и одновременно двумя руками нарисуй одинаковые круги/квадраты/треугольники/одинаковые цветы/разные цветы/один дом/свой портрет. Двумя указательными/двумя средними/двумя безымянными/двумя мизинцами/левым мизинцем и правым большим пальцем и т.д. прорисуй контур своей фигуры.

«Превращения»

Инструкция: на песке нарисован овал/квадрат/кривая линия/спираль/и т.д. Какой предмет напоминает эта фигура? Преврати фигуру в этот предмет.

«Раскопки»

Цель: развитие пространственных представлений, произвольного поведения

Инструкция: превратимся в археологов, которые отправились на раскопки древних сокровищ. Они спрятаны в песке. У меня есть карта, поэтому я знаю, где они находятся. Слушай мои подсказки и отправляйся на поиски!

Например, сокровище лежит в первой кучке песка слева/сокровище лежит под красным ведерком/сокровище лежит в правом верхнем углу над зеленым камнем и т.д.

«Песочные прятки»

Цель: развитие навыка концентрации внимания, произвольного поведения

Инструкция: игрушки (природные материалы, бусины и др.) поиграют с тобой в песочные прятки. Выбери те игрушки, которые тебе больше нравятся. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза — начинается игра», ты найдешь их в песке. Ты можешь раскапывать пальчиками, использовать перышко, кисточку. Время на поиски ограничено.

Но в песочнице есть настоящая мина! (например, мина – деревянный красный круг). Если ты начал убирать песок и увидел, что это она, тебе нужно сразу же начать поиски в другом месте. Мину раскапывать нельзя! Если забыл это правило, теряешь все найденные предметы.

«Где спряталась?»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного поведения

Инструкция: посмотри, куда я сейчас спрячу эти предметы (взрослый молча закапывает небольшие предметы или картинки в песок, ребенок наблюдает). Скажи, где лежит воздушный шар? Где спряталась фиолетовая бусинка? Где лежит жёлтый цилиндр?

(количество спрятанных предметов будет зависеть от возраста и уровня развития ребенка)

«Зашумленные картинки»

Цель: развитие зрительного восприятия

Инструкция: в песке спрятались картинки (заламинированные черно-белые контурные изображения знакомых детям предметов – яблоко, гитара, телефон, кот, дерево, дверь и т.д.). С помощью кисточки ты будешь медленно убирать с них песок. Попробуй сказать, какой это предмет, не очищая картинку полностью.

(Можно оговорить в правилах, что можно сделать только определённое количество взмахов кисточкой в процессе очищения картинки).

 

***

Игры с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка:

— стабилизируется эмоциональное состояние;

— развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика и психические процессы;

— ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения – получает первый опыт рефлексии (самоанализа).

Таким образом, организованная среда группы и встроенные в режим дня релаксационные паузы позволят гармонизировать эмоциональное состояние детей, обучить их навыкам саморегуляции и получать приятные впечатления от простых вещей.

4.Регистрация и  отзыв о мероприятии  через Google– форму  https://docs.google.com/forms/d/1464KEiT437TWC-Qe5rXNi1FzHJ7CwAJtCjgCygbrdzA/edit

5.Итоговая анкета о работе консультационного пункта

https://docs.google.com/forms/d/1IAq-pxjk0YLx4opEt5MyXz50QyPLCSOkX3zDpTMRUgM/edit

Благодарим  за   сотрудничество! Творческих успехов в работе!